+38044 200 18 18, +38044 360 66 23, +38067 320 30 23, +38050 357 33 26 yanagallery@gmail.com

In the military dictionary the word “avant-guard” is defined, how group which goes in advance and наражается on resistance. In it is all Dmitry Nagurnyj. Still a quarter of century before Ukraine захлеснула a fashion on видеоарт, D.Nagurnyj in 1974 exhibited (соавторС.Гета) a conceptual slide-film, moreover and at foreign embassy. Крутобетонный the art semi-official organ has bristled up at once. Oleksandr Skoblikov – the chairman of the Union of artists of Ukraine – personally broke products of Nagurnogo from walls.

In the seventies the master has begun a severe way of search and self-improvement in aura of generation of “men of the sixties”. That spirit свободи which drink, during short “thaw”, promoted blossoming of talents of I.Dracha, M.Vingranovsky, S.Paradzhanova, Liny Kostenko, V.Vysotsky, B.Okudzhavi, E.Evtushenko, V.Silvestrova’s music, many other things, was reflected in spirituality of following generation. After movement of “men of the sixties” the idea of free art has got qualities of the creative program. As at half-open doors in the world, to us Federiko Fellini, Ingmar Bergman art with aura subconscious and a carnival has come from Europe. Ezhen Ionesku has opened to a society единонаправленного thinking of depth of psychological paradoxes at absurdity theatre. Albert Camus existentialism has deepened consciousness. To “men of the seventies” addressed Thomas Mann, James Joyce, Garcia Marquez, Horhe Luis Borches, Vladimir Nabokov and others.

«Всесвіт» (the Ukrainian school of transfer headed by G.Kochu-rom), «the Foreign literature» and other editions opened intellectual galaxies, the unknown worlds for the Soviet person. Ozone rains have washed off a veil from spirituality eyes, распотрошили «закостенелость» (L.Medvedja’s term) соцреалистического dogmatism and интелектуальной limitations. And though resistance of system was сумашедшим, including destruction and removal from public life of conductors of resistance – Alla Gorsky, Opanasa Zalivahi, Evgenie Sverstjuka, Ivan Svetlichnogo and tens more and hundreds invincible dreamers about a freedom of speech and spirit, – an image of the multidimensional world, to generation of 70th years – has been shown. Further depended on everyone. In dialogue atmosphere between «fizi-kami and lyric poets», in a shock from space wanderings of mankind, from immersing in the undercover worlds kafkiansko-boshovskoj подсознательности, D.Nagurnyj began own way.

He dreamt monumental ideas of the future, from here – «sensuality of mechanisms» in the author’s program.

Колоризм it was brought up on a fauvism, on Cezanne’s mobile colour weights. From A.Bergsona’s philosophy the idea of “viscosity of events» (duree) has come. Since then movement and time became obligatory. Time as the fourth measurement of space lives in D.Nagurnogo’s each composition.

Here it is found its admiration, still by recently forbidden “Americanisms” – a sparkling surface and design of a car, «синема» – «космо» – “body” – reflexion in glass of the skyscrapers, all signs fascinating техноцивилизации with its rhythms, pressed time and коллажеванием the figurative world. For D.Nagurnogo who already in 15 years has tried own artist’s bread as the designer and the designer-advertisement maker, the American dream (without иронизма Andrew Vorhola) was defined as «cultural shock», has entered not only into consciousness, and and in subconsciousness. From here – рацио and a rigid skeleton of its compositions and avoiding of elegijno-romantic reflexes. Even the free nature and an image of the woman in its products are entered in frameworks of rational suspension.

Dmitry Nagurnyj – созидатель. The first structure created under own project, – he and its art world.

The painter-sculptor of monuments, the author of frescos, secular and religious painting, витражист, the master of the academic drawing, the expert класических painting systems … Universal, similarly ренесансной, the self-creation program, has generated the person with strong man’s will and logic, with mentality of the superman. Before eyes there were generation idols – E.Heminguej, and P.Pikasso.

In an is narrowed-spiritless climate semiallowed that defined official art life, D.Nagurnyj, as well as others individual «internal emigrants», has received also the excessive hostile relation, indifference and artificial hushing up.

All created by the master in 70-80 years, – it професионализм, civilisation and congenital небезразличие to another – a generation – sign has worked all a detonator during national accident. Chernobyl – black and terrible, red wood from radiation, the reactor which hotly breathes on heated to 40 ”the earths of Ukraine.

Kiev is left by all who has possibility to be aside.

And Dmitry goes at this time to a zone. Later he will write down: «Chernobyl explosion by a bitter echo has responded my own creative explosion. A theme has felt« in a live way »on two creative business trips (May, June, July, 86) … the Chernobyl theme and it is awful (the majority of liquidators which I drew, for a long time already have died of terrible doses of radiation), and in a creative way it is interesting. Here where, really I could apply all the« polystylistic »диапазонот documentary« гипера »to most« оторваной “abstractions”.

The author’s estimation of own stylistic receptions is interesting: «the Portrait of colonel Anatoly Firfarova» (the pilot of the helicopter) it is executed in pure «гипере», but with the underlined powerful invoice, mentally, I all time addressed to great maestro Rembrantu.

The second portrait is penetrated by futuristichno-abstract structure or, even, radiation ».

The nervous, creative and physical overstrain, the big radioactive dose have resulted Dmitry not only on a hospital bed, and and in heuristic vision. Accident, its judgement has given special weight to meaning of the life and art as its crowns.

Dmitry Nagurnyj offers colleagues-sculptors of monuments break from settled to vanguard, and idea of an innovative exhibition “Pogljad”. It has taken place in 1987 at progressive Polytechnical institute (КПИ) as the has hardened-frightened Union hudozh – ников even «the Postchernobyl era» has hardly shifted from dead models of consciousness.

«Погляд» has made break in new «thinking, has opened names of creators which well are known today by the world». Own initiative, self-esteem of free persons opened Ukraine as new continent.

D.Nagurnogo’s hyperrealism – its nature in зореокости the observant avant-gardist. Excessiveness of a reality as in «the Blue planet» (1984) or in the American compositions with a car and other design elements, and especially in «a Chernobyl series» (1987), does the image more really, rather than a reality.

This sight of an analyst-realist in which there is “reality-plus”, reaches гипертрофированой similitude, almost «obscenities наявного». It is excessiveness of a reality from which to become terribly. Eventually «гипер» Nagurnogo leads to psychological paradox. The effect of cinema – of arrival, a close up, photographic inevitability – in the course of supervision is liquidated: passes in the plan surrealistic, ирреалистический. Force of presence – stuns a hyperreality – with sensation of laboratory-optical alienation, дистанционности, – other measurement. Dizzy accuracy reaches metaphysics сущного, separated by the artist and kept away from us. The tsivilizatsionnyj cold, rational game of intelligence with which D.Nagurnogo’s compositions blow up remind of alarms Osvalda Spengler concerning the termination cultural (дионисийской) Europe and approaches total рациопрагматизма.

Fortunately, hyperrealism phantoms – only an iceberg part by name of Dmitry Nagurnyj. His soul, art thinking – the concealed zone “taboo”, self-determination forms – a contradiction essence.

As the child of a civilisation, a victim and the singer of its rhythms, regional ohms, deformations, its faultless logic which has been brought up on пуризме by Le Corbusier and Frenka Lloyd Right, D.Nagurnyj has connected in painting the polar: a design with a deconstruction. Names of architectural giants ХХ of century – here not accident. The artist is enamoured of architecture with stones and spikes of cathedrals, with reflexions in glass модерных industrial constructions. Compositions with inclusion of architectural motives – доминантны in creativity of the maestro. Architecture from sees as space part, in movement, in flight to ноосферных and stratospheric open spaces. Actually, by it also it is denied rational пуризм in D.Nagurnogo’s thinking. It begins inventive game with коллонами, portals, roofs which are deformed, flying away in space, and turn in кубофутуристические structures. As at each of generation which anew opened for itself, still recently forbidden O.Ekster, D.Burljuka, A.Bogomazova – rebellious avant-gardists of 10th years ХХст. D.Nagurnyj has a mighty injection of futurism as style. Therefore, it autocratically alters and зашифровует the maintenance, in futuristic delight creates a new reality.

Очерченность designs loses from game of the master in the irreal. Therefore through walls, its scenery, rather than is faster than architecture, splinters of mirrors, little tables with not drunk up bottles, stood phones – the semierased signs on other measurement sparkle. That should stand strong on the earth, balance is broken. Time and subjects as are suspended on a powerful space string which is shaken as a pendulum of God in «orchestra Rehearsal» F.Fellini. The galjutsinarnoe state of weightlessness causes sensation of dizziness of consciousness flight in unknown measurements. The created images of the spiritualised houses and the inspired cathedrals captivate creative сингуляцией.

D.Nagurnogo’s urbanistic “metaphysics” – other nature, rather than dreams of Dzhordzho де Kiriko. D.Nagurnogo’s imaginations – spiritual перекликание with subconscious, avant-guard of beginning ХХ of century.

Its basic eclecticism and полистилизм, born from marriage of futuristic programs with art метафоризмом 70 – the beginnings of 80th years. Metaphorical allegorical meaning was then a screen for eloquent truth. In D.Nagurnogo’s povestvovatelno-literary compositions метафоризм, condensed to level of multivector informative event. In this means of dialogues with opened and tattooed Dmitry Nagurnogo’s generation showed itself to the world.

In beginning ХХІ of century Dmitry Gorbachev writes: «the Temperament released from пут of consciousness, has unexpectedly thrown the artist in a fauvism, in эксплозииную … animal царину». For the present it is a creative episode. Brought up within the limits of logic designing, D.Nagurnyj does not give full will of intuition. And it is vain, as he aspires to it, to it comes nearer. The master on the journey.

Olga Petrov

+38044 200 18 18, +38044 360 66 23, +38067 320 30 23, +38050 357 33 26 yanagallery@gmail.com

В военном  словаре слово «авангард» определено, как  отряд , который идет впереди и наражается на сопротивление. В этом —  весь Дмитрий Нагурный. Еще четверть столетия до того , как Украину  захлеснула мода  на видеоарт, Д.Нагурный в 1974 году экспонировал (соавторС.Гета) концептуальный слайдофильм, да еще и в иностранном посольстве. Крутобетонный художественный официоз  сразу ощетинился. Олександр Скобликов – председатель Союза художников Украины- лично срывал произведения Нагурного со стен.

Суровый  путь поиска и самоусовершенствования в 70-х годах мастер начал в ауре поколения «шестидесятников». Тот дух свободи, глоток которой , за время короткой «оттепели»,  содействовал расцвету  талантов И.Драча , М.Винграновского, С.Параджанова, Лины Костенко, В.Высоцкого, Б.Окуджави, Е.Евтушенко, музыки В.Сильвестрова, многих других, отразился в духовности следующего поколения. После  движения «шестидесятников» идея свободного искусства  приобрела  качества творческой программы. Тем более, что в полуоткрытые двери в мир, к нам пришло из Европы ,искусство Федерико Феллини, Ингмара  Бергмана с аурой подсознательного  и карнавала. Эжен  Ионеску открыл обществу  единонаправленного мышления  глубины психологических  парадоксов в театре  абсурда. Экзистенциализм Альбера Камю  углубил самосознание. К «семидесятникам» обращались  Томас Манн, Джеймс Джойс, Гарсиа Маркес, Хорхе Луис Борхес, Владимир Набоков и другие.

«Всесвіт» (украинская школа перевода, возглавляемая Г.Кочу-ром), «Иностранная литература» и другие издания  открывали  интеллектуальные  галактики,  неведомые для советского человека миры. Озоновые дожди смыли  пелену с глаз духовности, распотрошили «закостенелость» (термин Л. Медведя)  соцреалистического догматизма и интелектуальной  ограниченности. И хотя сопротивление системы было  сумашедшим, включая  уничтожение и  удаление из общественной жизни проводников сопротивления – Аллы Горской, Опанаса Заливахи, Евгения Сверстюка, Ивана Светличного и еще десятков и сотен  неодолимых мечтателей  о свободе слова и духа, — образ многомерного мира,поколению 70-х годов – было  явлено. Дальнейшее зависело от каждого. В атмосфере диалога между «физи-ками и лириками», в потрясении от космических странствий человечества,  от погружения в потаенные миры кафкианско-босховской подсознательности, Д.Нагурный начинал собственный путь.

Он грезил монументальными идеями будущего, отсюда — «чувственность механизмов» в авторской программе.

Колоризм воспитывался на фовизме, на подвижных  цветовых массах Сезанна. Из философии А.Бергсона  пришла идея «тягучести событий» (duree). С тех пор движение и время стали обязательными. Время , как четвертое измерение пространства  живет в каждой композиции Д.Нагурного.

Именно здесь находим его восхищение , еще недавно запрещенными «американизмами» —  сверкающей поверхностью и дизайном  авто, «синема»-, «космо»-, «теле»-,  отражением в  стекле небоскребов, всеми признаками  увлекательной  техноцивилизации с ее ритмами,  спрессованным временем и коллажеванием образного мира.Для Д.Нагурного, который уже в 15 лет  попробовал собственного художнического хлеба как оформитель и дизайнер-рекламист, американская мечта (без иронизма Эндрю Ворхола) определилась как «культурный шок», вошла не только в сознание, а  и в подсознание. Отсюда – рацио и  жесткий каркас его композиций и  избегание  элегийно-романтических рефлексов. Даже свободная природа и образ женщины в его произведениях вписаны в рамки  рассудочной взвешенности.

Дмитрий Нагурный – созидатель. Первое строение, созданное по собственному проекту, — он сам и его художественный мир.

Живописец-монументалист, автор фресок , светской и религиозной живописи, витражист, мастер академического  рисунка, знаток  класических систем живописи… Универсальная, подобно ренесансной, программа  самосоздания, сформировала личность с сильной мужской волей и логикой, с ментальностью супермена. Перед глазами были кумиры поколения – Э.Хемингуэй, и П.Пикассо.

В сужено-бездуховном климате  полупозволенного, что определял официальную художественную жизнь, Д.Нагурный, как и другие единичные  «внутренние эмигранты»,  получил и чрезмерное враждебное отношение, безразличие и искусственное  замалчивание.

Все созданное мастером в 70-80 годах,- его професионализм, гражданственность и врожденное небезразличие к другому – знак поколения- все сработала детонатором  во время национальной катастрофы.Чернобыль – черный и страшный, рыжий от радиации лес, реактор, который горячо дышит на раскаленные до 40”земли Украины.

Из Киева выезжают все, кто имеет возможность быть в стороне.

А Дмитрий в это время едет в зону. Позже он запишет: «Чернобыльский  взрыв  горьким эхом откликнулся  моим собственным творческим взрывом. Тему почувствовал «по-живому» в двух творческих командировках ( май, июнь, июль, 86)…Чернобыльская тема и  ужасна (большинство ликвидаторов,которых я рисовал, уже давно умерли от страшных доз излучения), и по-творчески интересна. Вот где, действительно я мог  применить весь свой «полистилистический» диапазонот  документального «гипера» до наиболее «оторваной»  абстракции».

Интересна авторская оценка собственных стилистических приемов: «Портрет полковника Анатолия Фирфарова» (пилота  вертолета) исполнено в чистом «гипере», но с  подчеркнутой  мощной фактурой, мысленно, я все время обращался к великому маэстро Рембранту.

Второй портрет пронизан футуристично-абстрактной структурой или, даже, самим излучением».

Нервное, творческое и физическое перенапряжение, большая радиоактивная доза привели Дмитрия не только на больничную кровать , а и к эвристическому видению.  Катастрофа, ее осмысление придало особый вес смыслу жизни и искусству как его короны.

Дмитрий Нагурный предлагает коллегам-монументалистам  прорыв от устоявшегося к авангардному, а именно- идею новаторской выставки «Погляд». Она состоялась в 1987 году в прогрессивном Политехническом институте (КПИ),так как окаменело-перепуганный Союз худож- ников даже «постчернобыльская эра» едва сдвинула с мертвых моделей сознания.

«Погляд» совершил прорыв в новое «мышление, открыл имена творцов, которых сегодня хорошо знает мир». Собственная инициатива, самоуважение свободных личностей открывали Украину как новый материк.

Гиперреализм Д.Нагурного —  его природа в зореокости наблюдательного авангардиста.Чрезмерность реальности, как в «Голубой планете» (1984) или в американских композициях с авто и другими  дизайнерскими элементами, а особенно в «Чернобыльской серии»(1987), делает изображение реальнее, нежели сама реальность.

Этот взгляд аналитика-реалиста, в котором есть «реальность-плюс», достигает гипертрофированой подобности, почти «непристойности наявного». Это чрезмерность реальности, от которой становиться жутко. В конце концов «гипер» Нагурного приводит к психологическому парадоксу. Эффект кино- наезда, крупного плана, фотографической неотвратимости- в процессе наблюдения ликвидируется: переходит в план сюрреалистический, ирреалистический. Сила присутствия- гиперреальность- ошеломляет ощущением лабораторно-оптического отчуждения,дистанционности, то-есть – иного измерения. Головокружительная точность  достигает метафизики сущного, отделенного художником и отдаленного от нас. Цивилизационный холод, рациональная игра  интеллекта, которыми  взрываются композиции Д.Нагурного напоминают о тревогах Освальда Шпенглере относительно  окончания культурной (дионисийской) Европы и наступления тотального рациопрагматизма.

К счастью, фантомы гиперреализма – лишь часть айсберга по имени Дмитрий Нагурный. Его душа , художественное мышление – затаенная зона «табу», формы  самоопределения – суть противоречия.

Как дитя цивилизации, жертва и певец ее ритмов, обломов, деформаций, ее безупречной логики, воспитанной на пуризме  Ле Корбюзье и Френка Ллойда Райта, Д.Нагурный соединил в  живописи полярное: конструкцию с деконструкцией.  Имена архитектурных  великанов ХХ столетия – тут не случайность. Художник влюблен в архитектуру с камнями и шпилями  соборов,  с отражениями в стекле модерных промышленных сооружений. Композиции  с включением архитектурных мотивов- доминантны в творчестве маэстро. Архитектуру от видит как часть космоса, в движении, в полете до ноосферных и стратосферных просторов. Собственно, этим и отрицается рациональный пуризм в мышлении Д.Нагурного. Он начинает изобретательную игру с коллонами,порталами, крышами, которые деформируются, отлетая в космос, и превращаются в кубофутуристические  структуры. Как у каждого из поколения, которое  заново открывало для себя ,  еще недавно запрещенных  О.Экстер, Д.Бурлюка, А.Богомазова — мятежных авангардистов 10-х годов ХХст. Д.Нагурный имеет могучую инъекцию футуризма как стиля. Именно потому, он  самовольно перекраивает и зашифровует содержание , в футуристическом восторге  творит новую реальность.

Очерченность конструкций  теряет от игры  мастера в ирреальное. Потому сквозь стены, скорее его декорация, нежели архитектуры, сверкают осколки зеркал, столики с недопитыми бутылками, замершими телефонами – полустертые  знаки другого измерения. В том, что должно бы крепко стоять на  земле, нарушено равновесие. Время и  предметы, как-бы  подвешены на мощной космической струне, которая  раскачивается , как маятник Бога в «Репетиции оркестра» Ф.Феллини. Галюцинарное состояние невесомости вызывает ощущение головокружения сознания полет в неведомые измерения. Созданные образы  одухотворенных домов и окрыленных соборов  пленяют творческой сингуляцией.

Урбанистическая «метафизика» Д.Нагурного – иной природы, нежели  грезы Джорджо де Кирико. Фантазии Д.Нагурного – духовное перекликание с подсознательным, авангарда начала ХХ столетия.

Его принципиальный  эклектизм и полистилизм, рожденный от брака футуристических программ с художественным метафоризмом 70-х – начала 80-х годов. Метафорическая  иносказательность  была тогда ширмой для красноречивой правды. В повествовательно-литературных композициях Д.Нагурного метафоризм , сгущенный до уровня многовекторного информативного события . В этом средстве диалогов с открытым  и татуированным поколение Дмитрия Нагурного  являло себя миру.

В начале ХХІ столетия Дмитрий Горбачев пишет:  «Темперамент, освобожденный от пут сознания, неожиданно бросил художника в  фовизм, в эксплозииную…звериную царину». Пока еще это  творческий эпизод.  Воспитанный в рамках логического конструирования, Д.Нагурный  не дает  полной воли интуиции. А напрасно, так как именно  к этому он стремится, к этому приближается. Мастер в дороге.

Ольга Петрова